Многие из пассажиров метрополитена, используя эскалатор, задаются вопросом – почему поручень этого механизма движется быстрее, чем ступени. Разумеется, чтобы получить ответ на этот вопрос, многие обращаются к Интернету. В Сети можно встретить несколько вариантов ответа на вопрос, почему поручень быстрее эскалатора и самый простой и правдоподобный из них – это создание ситуации, которая не дает пассажиру заснуть во время перемещения. Так ли это? Если да, то почему нет единого стандарта для этих устройств, и разница в скорости ступеней и поручня отличается в различных эскалаторах?
На самом деле, сонливость пассажиров не имеет к этому явлению никакого отношения. Различие в скорости эскалатора и его поручня связано с естественным износом оборудования. Чтобы понять о чем речь, давайте рассмотрим как устроен современный эскалатор.
Устройство эскалатора
Все эскалаторы в мире имеют один и тот же принцип работы. Ступени этого механизма приводятся в движение большими колесами, имеющими привод от мощных электродвигателей и расположенными в начале и конце устройства. В метрополитенах, где длина эскалаторов может достигать сотен метров, это поистине грандиозное по размерам сооружение, скрытое в больших нишах под ступенями. Для многих это станет открытием, но резиновый поручень эскалатора никак не связан со ступенями и имеет свой собственный, более простой привод, также работающий на базе электродвигателя. Поручень приводят в движение ролики, размещенные вверху эскалатора и внизу.
Монтаж эскалатора – это сложный, трудоемкий и очень ответственный процесс и чем грандиознее по габаритам устройство, тем более сложная задача стоит перед монтажниками, механиками, электриками и специалистами в области автоматики. Важнейшим моментом, предшествующим сдаче эскалатора в эксплуатацию, являются пусконаладочные работы, в процессе которых производится проверка всех узлов механизмов и настройка параметров системы.
В чем причина разницы скорости
В процессе настройки, привод ступеней и перил регулируют таким образом, чтобы их скорость имела небольшое различие – перила должны перемещаться быстрее ступенек. Обычно эта разница составляет 2%. Эта особенность настройки связана с тем, что приводные колеса поручня постепенно стираются, и из-за уменьшения их диаметра снижается скорость поручня. В то же время, особенности конструкции привода ступеней исключают влияние износа на его скорость, и эта часть устройства всегда движется с постоянной скоростью. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что если поручень «бежит» быстрее ступенек, то мы имеем дело с новым механизмом или приводом, прошедшим ремонт совсем недавно. Если скорость одинакова – то, трение уже «съело» часть приводных колес, ну а если ступени бегут впереди поручня, то самое время заняться ремонтом эскалатора, в частности заменой приводных колес поручня.
Таким образом, каждый из нас, используя эскалатор, может приблизительно судить о его техническом состоянии и даже предсказывать момент, когда оборудование выведут из эксплуатации на регулярное техническое обслуживание.
Читайте также по теме: